Сайт вебмастера

Мысли вслух или почему Google лучше Яндекса

16-10-2008Время чтения ~ 9 мин.Блог 28268

Если вдуматься, то продажа ссылок это крайне неестественный процесс для Интернета. Ссылки - нормальный способ связи между сайтами и документами. С появлением ссылочных бирж, ссылка перестала выполнять только свою естественную функцию, но и стала основой бизнеса.

Раньше, размещая ссылку, в первую очередь учитывали трафик, который она способна принести на ссылаемый сайт. Основным критерием рейтинга сайта была его посещаемость. Это прямая аналогия с тиражом газеты. Чем он больше, тем авторитетней издание.

Сейчас же все перевернулось верх ногами. Поисковики стали учитывать не сколько посещаемость или другие естественные факторы рейтингования страниц, а количество ссылок на данную страницу. Таким образом появился ИЦ (индекс(ы) цитирования) у Яндекса и PR (PageRank) у Гугла.

В обоих случаях в основу была положена идея, что чем больше ссылок на другой ресурс, тем выше его рейтинг.

Тут стоит сразу сделать небольшое замечание. Фактор ИЦ или PR (далее по тексту рейтинг), является лишь второстепенным. В первую очередь поисковая машина будет анализировать соответствие запроса тексту страницы. В ход идет не только упоминание поисковой фразы, но и её синонимы, морфология, а также ряд других параметров, например совпадение тематики поискового запросы другим страницамм сайта. В итоге поисковик выдает набор страниц/сайтов, которые перед выдачей в браузер следует отсортировать. И вот на этом этапе «включается» учет рейтинга.

Главная проблема, с которой столкнулись поисковики - рейтинг не всегда точно отражает авторитетность сайта.

Для примера возьмем довольно типичную ситуацию создания ГС или сателита. С сайтов конкурентов (тематических) воруются тексты. Прописываются ключевые слова, описания и т.д. Сайт проходит индексацию и поисковик начинает выдавать его в результатах поиска. До появления ссылочных бирж, рейтинг можно было накрутить с помощью разных каталогов или простым обменом, что требовало довольно много времени и не гарантировало положительного результата. Но теперь, за мизерную сумму можно накупить несколько сотен ссылок на самых разных сайтах и поисковик присвоит такому ГС более высокий рейтинг.

Конечно же программисты поисковиков сразу уловили ситуацию, и предприняли разные контрмеры. Например сейчас учитывается время размещения ссылки. Поэтому скажем покупать ссылки меньше чем на месяц просто бессмысленно - поисковик их просто не учтет. Оптимально - это два, а лучше три месяца. Тогда включится немного другой алгоритм и рейтинг «не просядет» при очередном обновлении.

Но главное в этой игре то, что оптимизаторы понимают, что какой-бы там ни был алгоритм, количество ссылок является основополагающим фактором для поисковика. Поэтому не стоит удивляться, когда сайты с нулевым рейтингом вполне котируются и продаются. Да, цены на них конечно совсем мизерные, но в течение двух-трех месяцев тот же Яндекс будет считать размещенные на них ссылки «родными» и многократно увеличит ТИЦ.

После этого включается цепочка: чем выше рейтинг, тем выше сайт в поисковой выдаче, больше трафик на сайт и т.д.

То есть мы видим, что при грамотном создании сайта и его продвижении, в основе которой будет лежать массовая покупка ссылок, можно добиться довольно-таки неплохих результатов.

Но давайте рассмотрим ситуацию со стороны Яндекса.

Когда Интернет был маленьким, Яндекс в основу выдачи закладывал именно тематическую составляющую. То есть анализировался текст и определялось его максимальное соответствие. Со временем, сайтов стало много и появились сателиты, которые просто копировали тексты с нормальных сайтов. В этом случае опираться только на текст было уже не совсем верно.

Тогда-то какой-то умный, но не дальновидный программист предложил ввести некий показатель, который позволит отсортировать результаты поиска.

Технически выборка из базы данных осуществляется по разным критериям/фильтрам. После этого выборку следует отсортировать. Но сортировка возможна сразу по нескольким полям. Например в поле N1 содержится показатель текстового соответствия. Но у многих сайтов значение N1 может совпасть. Тогда указывают, что после N1 нужно сортировать по N2, который тоже является каким-то фактором. И так далее.

Одним из факторов, по которому осуществляется сортировка, и стал ИЦ. Для того, чтобы отделить мух от котлет придумали даже несколько ИЦ. Нам точно известно о ВИЦ (взвешенный) и ТИЦ (тематический). Что такое ВИЦ никто точно не знает, поскольку он является закрытым, а ТИЦ считается, что указывает на количество близких по тематике ссылающихся сайтов.

Проблема ТИЦ в том, что его влияние на сортировку довольно велико. То есть сайт с большим ТИЦ скорее всего окажется выше аналогичного, но с меньшим. С тематичностью ТИЦ'а тоже все не так просто. Если сайт прошел модерацию в Яндекс-каталог, то действительно его можно тематически оценить. Причем по той простой причине, что оценку осуществляет человек - модератор. Но, после того, как сайтов стало слишком много, а Яндекс решил заработать на своем каталоге, тематичность должна определяться на основе каких-то очень хитрых алгоритмов. Понятно, что программа никогда с этим качественно не справится, а с появлением блогов, где люди пишут о чем угодно, идея автоматического определения тематики сайта вообще переходит в разряд утопичных.

В Яндексе, конечно же поняли в чем дело, но ничего реального по сей день предложить не могут.

Стоит ли говорить, что по качеству поиска Гугл давно опередил Яндекс и имеет гораздо больше шансов усилить свои позиции. И секрет здесь в одной очень простой вещи - в гугле PR не является таким важным фактором в сортировке, как ИЦ в Яндексе.

Как я уже сказал, проблемы накрутить количество ссылок на сайт, сейчас не является чем-то сложным. Но ТИЦ линеен и ТИЦ=200 это явно меньше ТИЦ=300. Однако PR при таком же количестве ссылок может оказаться примерно в одном значении.

PR, в отличие от ТИЦ вычисляется по логарифмической шкале. Например разница между PR=0 и PR=1 всего 10 ссылок. Между PR=1 и PR=2 уже 100 ссылок, PR=3 и PR=4 требует 1000 ссылок и т.д. Это, конечно же очень примерная шкала - просто чтобы продемонстрировать тот факт, что PR более «растянут», чем ТИЦ и его довольно сложно использовать как «пузомерку».

Совершенно естественно, что в Гугле точно также ощутили влияние сателитов и ГС и предприняли свои контрмеры. Разница с Янексом в том, что в Гугле довольно быстро осознали, что рейтинг страниц невозможно вычислить полностью автоматически. Тот PR, который публичный, отражает совсем не тот, что используется при реальной сортировке. Это скорее субъективный общественный рейтинг, не имеющий никакой ценности внутри поисковика.

То что это именно так, указывает то, что в результатах поиска более высокие позиции могут занимать не только сайты с большим PR. То есть можно сказать, что PR для Гугла имеет гораздо меньший фактор, чем ТИЦ для Яндекса.

То что PR порой может прыгать и выдавать откровенно «левые» значения, известно многим. Например у меня был сайт (из трех страниц-заглушек) с ТИЦ=0 и PR=5.

Можно сделать вывод, что Гугл уже не ориентируется (как основу) на PR в поисковой выдаче. Вместо этого используются алгоритмы, отслеживающие поведение пользователей на страницах и по этим критериям определяют их качество.

Чтобы было понятно, давайте рассмотрим как мы ведем себя, когда что-либо ищем. Набираем поисковую фразу, получаем десяток страниц. Часть страницы сразу же отображется под заголовками и мы можем произвести предварительное оценивание. Первый клик и есть наш +1 балл в копилку выбранного сайта. Попав на него мы осматриваем его и если он нам явно не подходит, то закрываем или быстро куда-то уходим. То есть время нахождения может являться дополнительным критерием. Скажем время меньше 10 секунд -1 балл, больше 30 секунд +1 балл, больше минуты +3 балла.

Естественно возникает вопрос: каким таким образом Гугл может отследить все наши перемещения? Ответ прост: с помощью своих дополнительных служб. В первую очередь это Google Analytics.

Вы никогда не задумывались, почему код аналитика не имеет картинки счетчика? Это js-скрипт, который просто передает информацию на сервер Гугла и вебмастер получает наиболее полную статистику, которая только возможна. Теперь, предположим (скорее всего так и есть), что в гугле используется единая схема идентификации пользователей. То есть ваш переход с поисковика на сайт с установленным аналитиксом будет однозначно вас идентифицировать. А если это так, что переходы между сайтами и все ваше поведение автоматически заносятся в единую базу данных.

Поэтому аналитикс и расчитан на то, чтобы как можно быстрей отработать и избежать лишнего «бана» браузеров в виде блокировщика рекламы и т.п. Задача Гугла состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации о пользователе и все рюшечки в виде картинок его просто не интересуют.

Дополнительную информацию Гугл может получить от своей контекстной рекламы, тулбара, купленного feedburner и в конце-концов через свой браузер Chrome.

В итоге вся эта информация анализируется и подставляется в некий внутренний рейтинг, который и определяет сортировку результатов выдачи.

С одной стороны это кажется немного жутковатым, но с другой именно этими факторами можно объяснить качество поиска. Нравится это кому-то или нет, но Гугл по сути организовал скрытое голосование. Если какой-то ГС вдруг пробъется в вершину рейтинга, то по поведению посетителей можно будет быстро отследить, что это за ресурс.

Получается, что покупать ссылки под Гугл не так выгодно, как просто потратить время и деньги на «консервативную» раскрутку: публикация качественных уникальных материалов с целью получения естественных ссылок.

С Яндексом совсем другая ситуация.

Своего счетчика у него нет. Следовательно реализовать анализ поведения можно будет только с помощью сторонних средств. Но с учетом того, что Яндекс озабочен прежде всего своей коммертизацией, то вероятность того, что у него будет увеличиваться аудитория крайне мала (кому он нужен с чужим счетчиком?).

Тот же Яндекс-каталог, который мог бы стать аналогом dmoz, работает только на платной основе и, похоже уже никакого влияния не имеет, потому что ценность сайта просто не может определяться наличием его в ЯКе.

Аналогичная ситуация с Яндекс-Директ. Ужесточение правил, закрытая и невнятная политика, заставляют вебмастеров уходить в другие системы.

С алгоритмами рейтингов у Яндекса также явная проблема. Взять для примера рейтинг блогов. Когда мы видим в его главе совершенно «убитый» сайт, с трямя rss-подписчиками, с десятком хостов в день, а в конце нормальные блоги с сотнями и даже тысячами rss-подписчиков, то совершенно очевидно, что такой рейтинг полное говно. Да и что вообще можно говорить, когда десяток ЖЖ-флешмобистов способны прорваться на вершину такого «рейтинга»?..

Что же касается ТИЦ, то Яндекс сам загнал себя в угол. С одной стороны убрать они его не могут, потому что сразу перестанут быть нужны вебмастерам, которые не простят потери такой «пузомерки». Но можно попробовать убрать из публичного отображения значения ТИЦ. Таким образом будет более сложно оценить рейтинг сайта, что сделает продажу ссылок более рискованным, а то и вообще бессмысленным.

Для Яндекса это может оказаться даже более выгодным вариантом, потому что вебмастера перейдут на «традиционные» методы раскрутки: баннеры и контекстную рекламу. Для последнего уже есть Яндекс-Директ, так что ничего и изобретать не придется.

С точки зрения вебмастеров конечно же прекратится халява в виде Сапы, МайнЛинка и т.п. ГС перестанут быть нужны и со временем просто исчезнут. Вебмастера будут более серьезно относиться к своим блогам и сайтам, а те, кто решатся иметь свой Интернет-бизнес, будут расчитывать прежде всего на свои знания и умения. В общем как в реальной жизни. ;)

ps Насчет алгоритмов, я естественно не в курсе как оно на самом деле. Что у Яндекса, что у Гугла. Это я всё придумал.

pps Если в комментарии в поле «сайт» вы укажете свой сео- или аналогичный сайт, то попадете в вечный бан без предупреждений.

Похожие записи
Комментарии (30) RSS
1 Flector 2008-10-16 19:57:16

ТИЦ не влияет на выдачу совершенно. только на положение в каталоге яндекса. неоднократно новички удивляются почему некоторые сайты в поиске с ТИЦ 100 стоят выше сайтов с ТИЦ2000-5000. из недавних примеров - "отправить смс" в яндексе: на первом месте стоит сайт с ТИЦ100, а монстры вроде МТС или мегофона стоят ниже, хотя тиц у них 1600 и 3600.


2 Cuprum 2008-10-16 20:05:27

Спасибо,за это

Это я всё придумал

, :razz:

Согласен, что у Гугля алгоритм ранжирования похитрее будет, сам недавно убедился, но с другой стороны быть в топе гугля вебмастеры не очень то и стремятся. Основной коммерческий траф по прежнему дает Яндекс, на него равнение.Вот еще статья, раскрывающая глаза на пузомерки: http://mlbpg.narod.ru/manual-pr-yc.html тИЦ это бомба замедленного действия.


3 Admin 2008-10-16 20:42:40 admin

Flector: на данный момент ТИЦ вообще непонятно на что влияет. ;) Но, то что он не влияет на результат выдачи - это точно неверно. Теоретически, да он может быть и задумывался, как рейтинг только внутри своего каталога, но сейчас он определяется как набор каких-то параметров, большаю часть которых составляет именно количество ссылок.

Еще один момент. Например Яндекс для Украины выдает совсем не те результаты, что для России. Можно конечно, каждый раз сбрасывать опцию «Предпочитать сайты из...», но кто об этом знает? Так что совсем не удивительно, что доля Яши в Украине что-то около 20%, остальное Гугл.


4 STIX 2008-10-16 22:07:34

Очень познавательно. Одно можно утверждать, почти наверняка, качество поиска Google превосходит качество поиска Яндекса, как следствие количество пользователей Яндекса со временем будет сокращаться (при условии, если не будет улучшена выдача). Об это также косвенно свидетельствует статистика SpyLog, которая показывает, что от Google на сайты уже приходит больше посетителей, чем от Яндекса.


5 Бомж Без Колес 2008-10-17 01:19:00

На этом сейчас и нужно играть, на разнице между яшкой и гуглом! Лично мне это лишь на руку...

ЗЫ: а зачем запугиваешь комментаторов фразой про бан? Тогда бы просто убрал поле "сайт" ?? а то прям страшно в бан попасть =)


6 Карина 2008-10-20 15:31:05

Очень интересная статья! Но так для чего же тогда нужен ТИЦ, если не для вывода сайтов по популярности? Просто так, для интереса что ли? Что-то я не понимаю:(


7 Димон 2008-10-21 14:40:50

Что-то я сомневаюсь что google как-то анализирует поведение пользователей на сайте и потом повышает или понижает его рейтинг, и как он усредняет потом эти показатели? Звучит вобщем неправдоподобно.


8 Захар 2008-10-21 23:25:13

в рунете мне намного удобнее использование яндекса, хотя часто использую гугл.:lol:


9 В Иванов 2008-10-21 23:45:39
Раньше, размещая ссылку, в первую очередь учитывали трафик, который она способна принести на ссылаемый сайт. Основным критерием рейтинга сайта была его посещаемость. Это прямая аналогия с тиражом газеты. Чем он больше, тем авторитетней издание.

Сейчас же все перевернулось верх ногами.

Зато сейчас веб-мастер-энтузиаст может отбивать свои расходы на узкоспециализированные некоммерческие сайты. Раньше на таких сайтах малой посещаемости было невозможно сделать больше, скажем, двухсот рублей в месяц. Сейчас продаёшь ссылки и радуешься. Ясно, что вырос спамовый контент, г-сайты только для продажи, но увеличился и хороший контент, потому что теперь у энтузиастов есть и денежный стимул его делать.

Возврат к прежней системе, когда не качество сайта, а его посещаемость было мерилом цены, будет в этом смысле регрессом.

Если разобраться, в поиске SEO особо не мешает. По неконкурентным запросам всё работает, как и прежде. По конкурентным — выше сайты контор, которые делают регулярные вложения в SEO, что косвенно говорит об их надёжности.

Работает — давайте оставим, как есть :)


10 Кирилл 2008-10-22 15:55:52

GOOGLE рулит!:cool: В самом деле если я только что создал свой сайт я его уже могу найти в списке поиска! посещаемость гарантирована всем сайтам у которых существует углубленная тематика


11 Алексей 2008-10-22 22:51:18

Никогда не пользовался Яндексом в личных целях. Работать с ним приходится только по долгу работы... :evil:


12 35metod 2008-10-23 16:58:51

Насчет ЯК - он не только платный, у меня приняли сайт без денег

про счетчик от Яндекса - не правда, а как же код из сервиса для вебмастеров ?

про количество ссылок - ага влияют, но очень хочется добавить "с нужным анкором" :)


13 Coral Club 2008-10-23 20:08:08

:) я в этом убедился, когда меня забанил Яша, а я на трафе одного только Гугла чувствую себя лучше чем раньше от Яши :) хотя ориентировался только на Яндекс.


14 Король треф 2008-10-23 22:41:52

Надоела эта демагогия уже. Я немало времени провел, сравнивая серп Гугла и Яши. Убедился, что выдача у обоих вполне адекватная, и Яша зачастую более интересные сайты в топе выдает. Когда хочется тему подробно засмотреть, использую выдачу обоих. Яша, в свою очередь, хорош тем, что там и ТВ программа, и новости Олимпиады были, на маркете смотрю обзоры всяких товаров и т.д. Яндекс - молодец! Не зря он позиции не теряет. Гугл я тоже уважаю - под него сайты удобнее продвигать.


15 Sash 2008-10-25 15:41:25

то что тИЦ не влияет на выдачу непосредственно - это проверено не раз, тИЦ, как второстепенный параметр, который показывает количество и вес тематических ссылок на твой сайт


16 Denis 2008-10-27 15:30:27

Макс, спасибо за пост. Как дополнение к всему сказанному тобой, хочу добавить, что выдача гугла кроме алгоритмов, проходит через руки реальных людей - гугл рейтеров, которые денно и нощно анализируют то, что формирует система и вносят коррективы. Под каждый регион поисковика - региональные рейтеры (в Китае- китайцы, в России - русские). А в Яндексе, на мой взгляд, вообще нет никакого алгоритма, судя по постоянным экспериментам, его только ищут.


17 Ипполит 2008-11-01 05:45:21

Народ, ТИЦ и PR это классно, но на практике сравнивал, поисковики по одинаковым запросам выдают одни и те-же сайты, разница в первой 30-ке может быть в один-два сайта, так что эффективность обоих поисковиков на мой взгляд одинакова, а что касается удобства в использовании, то я предпочитаю Яндекс.


18 Вася Ч Бранд 2008-11-02 14:40:04

привет Макс

Я немного не по теме, но мой коммент на прямую касается твоего заголовка "Гугл лучше Яндекса"

Гугл индексирует на лету, все страницы есть в поиске, посетителей - 0.

Яндекс тоже индексирует, но ноне так шустро, все страницы есть в поиске, и есть даже 15-30 посетителей. Но вот в результатах поиска по блогам, ни одна страница не выдается. Хотя я добавлял и rss канал и просто адрес сайта.

Может будет желание подсказать, в чем проблема моего блога?

Спасибо.

И еще, ты как сильный специалист, можешь ли подсказать, почему с некоторых блогов, при подписки на комментарии, стали приходить пустые письма? Это произошло после того, как яндекс изменил дизайн внутри почтового акка.


19 Максим 2008-11-02 21:49:23

Если нет посетителей, значит сайт в низших позициях выдачи. Тут два пути. Первый - указывать нормальные ключевые слова и их использовать в текстах - постепено гугл оценит это соответствие. Второй - увеличивать постоянную аудиторию. Тот же rss - хороший показатель.

По почте могу сказать, что не только в Яше проблемы. У меня на многих сайтах часть глючит майл-ру, хотя почта как таковая работает без проблем. Видимо стоит какой-то фильтр на автоматические рассылки. Пользуюсь gmail.


20 Вася Ч Бранд 2008-11-02 23:03:26

Спасибо Макс за ответ.

Будем разбираться, но маловероятно, что дело в ключевиках. Раз уж ты ответил здесь. задам вопрос не в тему топика. Реально задолбался искать.

Есть ли возможность установить кнопку для вставки картинок в комментариях? Если да, напиши в этом посту адрес, где про это написано.

Спасибо.


21 Милан 2008-11-10 20:55:17

мне гугл очень нравиться, они молодцы, и твоя статья этому подтверждения, помню как кто то сказал что если бы они еще и операционку выдали....вобщеб прелесть была. а PR действительно часто прыгает, у моего друга я видел такое.


22 Сергей 2008-11-21 04:38:28

Полезная статья. Спасибо.


23 Tavika 2008-11-27 23:11:48

Интересная статья, спасибо. Мне лично гугл больше нравится, хотя последнее время и яндексом пользуюсь.


24 bella 2008-12-15 22:49:42

Пользуюсь и тем, и тем, хотя Google нравится намного больше..но это дело каждого, что выбрать и чем пользоваться.


25 Anton 2009-02-12 09:43:26

А по моему Гугл уже давно сделал операционку Goos уже 3 версия на офсайте есть:)


26 сергей 2009-06-28 10:33:41

То что тиц не влияет на выдачу в поиске, по крайней мере по НЧ и СЧ, в этом я с Вами совершенно согласен. Пример тому, мой сайтик vin1.jino.ru по запросу "идентификационный номер" находится на 23 месте среди 2 миллионов сайтов, а по запросу "идентификационный номер ваз" на 1 среди 35000 сайтов и это при тиц и пр = 0.


27 Anderson 2009-11-23 06:58:54

:-) Гугл лучше, спору нет!!!

Яндекс же, полнейший бред...

даже стихами можно...

что касательно про Украину тут говорили... у нас в КЗ тоже Яндекс появился недавно, баннера блин поразвещали по городу, типо самые крутые... а толку то от этого... как были Г... (не подумайте что гугл) так и остались...

Не понятный вывод поиска.. короче в баню ЯНДЕКС...


28 Zorro 2010-01-05 18:47:58

Хотите что бы за вами шпионили? Пользуйте гугл. Я когда поставил Хром на пробу, отмахал руку гасить фаерволом несанкционированные подключения. С гуглом та же тема...


29 uu 2010-10-07 21:31:03
Хотите что бы за вами шпионили? Пользуйте гугл

дурашка. там хоть реальные люди, а не рашен скоты "платоны"

они с уважением в вебмастерам относятся, адекватны. а здесь свиньи сидят. и яндех по пятам гугла идет, все его фичи копирует

а учет поведения серфера -да, самое страшное для блек СЕО

афтору респект!


30 Артем 2011-02-11 16:57:39

статья супер согласен со всем полностью.

Яндексу пора на пенсию.